новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   Печать Контакты
Статьи - 5 последних
  •  Первый день на новой работе
  •  Женщина-руководитель: проблема самоактуализации в контексте полоролевых характеристик личности
  •  Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности
  •  Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: проблемы и стратегии профессионализации
  •  Гендерные аспекты социальной адаптации в условиях ранней профессионализации
  • Тесты - 5 популярных
  •   Способны ли вы убить человека?
  •   Проверьте свою память
  •   Каков Ваш характер?
  •   Насколько Вы довольны жизнью?
  •   Довольны ли Вы собой?
  • Голосование
    Ваше мнение о навигации и удобству представления материалов данного сайта
    Организацию представления разделов и материалов нужно улучшить
    Нужны небольшие изменения в навигации
    Ничего не нужно менять

    результаты
    Поиск по сайту
    Расширенный поиск
    Рассылка новостей



    Начало - НЛП - Техники - Использование репрезентативных систем

    В.Сысуев
    Использование репрезентативных систем


           В голове у человека помещается окружающий мир. В каком виде? Скорее всего, этот внутренний мир формируется
    • из информации, полученной наследственным путем;
    • из информации от органов восприятия;
    • из информации, полученной в процессе рефлексии и внутреннего моделирования.
           Если оставаться в рамках материализма и не рассматривать сверхчувственный опыт, то монопольным «поставщиком» представлений о мире все же являются органы восприятия. Информация, переданная генетическим путем, ведь тоже была получена предками через органы чувств. А рефлексия и внутреннее моделирование могут получить пищу только от внешних сенсоров. Поэтому одним из фундаментальных свойств информации является принадлежность тому или иному каналу восприятия.
           Выделяют три основных канала:
    • В - визуальный. Образы, картины, видения, движущиеся и статичные.
    • А - аудиальный. Звуки, шумы.
    • К - кинестетический. Телесные ощущения: удовольствие-боль, стресс-покой, голод-сытость, жажда, половое влечение и удовлетворенность, тактильное восприятие.
           И два канала используют редко и считают, обычно, кинестетическими, очевидно, в силу их неразвитости и неактуальности для человека:
    • Г - густоральный. Вкусы.
    • О - ольфакторальный. Запахи.
           Д - дигитальный канал вторичен по отношению к сенсорным системам. Лексика его представляет собой сенсорно-независимые слова, полученные в процессе рефлексии (генерализация, упущение, искажение) и внутреннего моделирования. Эти слова называют номинализациями, их отличительным признаком является то, что явление, которое они обозначают нельзя положить в тачку и на него невозможно показать пальцем: «вера», «надежда», «любовь», «преданность», а также все слова из философского словаря за исключением имен собственных. Благодаря тому, что природа номиналов сложна, создаются толковые словари, где пытаются зафиксировать общепризнанный смысл понятий. И, все равно, каждый вкладывает в подобную лексику свой смысл, так что без наличия глубокого раппорта или без наводящих вопросов, смысл дигитально-насыщенной речи может быть не уловлен.
           Н - наследственная, генетическая информация представляет собой
    • обобщенные образы, архетипы врага, хищника, матери, полового партнера, «своего»;
    • обобщенные звуки, издаваемые «своими» и «чужими»;
    • обобщенные запахи «своих» и «чужих»
    • обобщенные ощущения комфорта, и дискомфорта, угрожающих и благоприятных факторов,
    • а также реакции на эти образы, звуки, запахи и ощущения. Инстинкты самосохранения, продолжения рода, групповое поведение, инстинкт смерти.
           Лексика: Инстинктивно, автоматически, рефлекторно, непроизвольно, интуитивно.
           У человека существует наиболее актуальный для него канал восприятия, так, что он даже информацию других сенсорных систем описывает терминами своей предпочтительной системы, которая называется ведущей репрезентативной системой.
           Некоторые слова имеют двойственную сенсорную природу. К таким относится слово «ретушь» имея явно визуальную модальность, оно происходит от французского кинестетического слова “touché” - прикоснуться, тронуть.
           «Великолепный» - визуально - кинестетическое.
           «Огрызаться» - аудиально - кинестетическое
           «Объяснять, объявлять» - аудиально - визуальные слова.
           «Полагать» - дигитально - кинестетическое.
           Можно заявить, что репрезентация - это всегда троп. (Тропы - слово или оборот речи, употребленное в переносном значении для достижения большей выразительности. Примеры тропов - метафора, метонимия, эпитет и др.) Однако, когда человек говорит «Я чувствую, время», «Я вижу, время», «Я слышу, время», то он, скорее всего, буквально видит, слышит и чувствует в прямом, а не в переносном смысле.
           Очень интересна комплексная репрезентация.
           «Я рада видеть Ваши чувства, читая Ваши письма». Две сенсорные системы в одном предложении.(ВК)
           «Это еще мягко сказано». Две в одном. (КА)
           «Вы видите, какая это легкая мелодия?» Три в одном. ВКА
           «Это прольет свет на обсуждаемый вопрос». Четыре в одном. КВАД
           «Посмотрите, его мысли, они - мягкая музыка!» Четыре в одном. ВДКА
           Блиц - опрос знакомых психологов и лингвистов показал, что подобные нагромождения модальностей не воспринимаются как вычурность, а производят впечатление и запоминаются.
           Подобные высказывания - простой способ потерять рапорт, если в них видна искусственность и надуманность, и если они не соответствуют сенсорным предпочтениям собеседника, либо ему не дают достаточной паузы, чтобы перейти в несвойственную ему систему представлений.
           «Вы чувствуете, какая это яркая картина?» (КВ) Фраза, скорее всего не будет понята визуалом, особенно «брошенная» «вскользь».
           Объяснения собеседника могут состоять из слов принадлежащих к различным сенсорным системам. Такая последовательность носит устойчивый характер для данной ситуации и называется паттерном. Человек произносит значимый паттерн, в ответ на вопрос «как?» или сам подсознательно высказывает его собеседнику, в котором заинтересован, давая ему представление о собственной программе поведения.
           Существуют паттерны знакомства и расставания, принятия решения о покупке или женитьбе - замужестве, паттерны поведения в ресторане, на работе, дома. Существуют паттерны достижения целей и паттерны почтовой переписки. У человека есть шаблоны решений многих проблем, шаблоны поиска, шаблоны созидания и разрушения, шаблоны реакций на многие события, шаблоны восприятия людей, шаблоны заботы и реакции на заботу, шаблоны неприятия или восхищения.
           Например, паттерн знакомства по переписке может быть следующим: «Я просто хочу получить о Вас больше информации и, затем, посмотрим, что из этого разовьется». (КДВК). Ответ на подобное сообщение желательно конструировать в том же ключе: «Даю Вам свою биографию, чтобы Вы узнали меня лучше. Видите ли Вы, что мы подходим друг другу? КДВК
           Подобные ответы сразу вызывают у собеседника чувство взаимопонимания, духовной близости, восприятие партнера как старого, хорошо знакомого друга. Возникает мысленная связь через расстояния. Особенно это ценят люди со сложными стереотипами поведения. Достаточно глубокая постройка к паттернам собеседника позволит вам более эффективно уронить семена собственных идей на уже взрыхленную и удобренную почву его восприятия и повести партнера за собой. Вероятно, ваши дальнейшие слова вообще не встретят критики, и будут ассимилированы и одобрены также как собственные мысли.
           Наслоение модальностей можно эффективно использовать, если вы случайно или намеренно затронули деликатную для собеседника тему, на которую он отреагировал длительной паузой, если вы беседуете по ICQ или переписываетесь по e-mail. Такое может случиться, если собеседник принадлежит к этносу, культуру общения внутри которого вы не очень хорошо знаете. Либо вы начали терять раппорт, сделав неудачное предположение, или негативно отозвались о понятиях, имеющих ценность для собеседника. Вернуть человека в пространство общения помогают фразы, переводящие собеседника в ресурсную для него модальность, если он по какой-то причине перешел в нересурсную для данной ситуации. Например, если были задеты «чувства» человека, скорее всего ресурсным окажется переход в Дигитальную, Визуальную или Аудиальные модальности.
           Надеюсь, Вы не сочли себя обиженным?
           Возможно, Вы думаете, что я обидел Вас, извините.
           Посмотрите, грусть ничтожна.

    новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   вверх

    \

    Copyright @FOLLOW 2000-2006
    Designed by follow.ru