новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   Печать Контакты
Статьи - 5 последних
  •  Первый день на новой работе
  •  Женщина-руководитель: проблема самоактуализации в контексте полоролевых характеристик личности
  •  Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности
  •  Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: проблемы и стратегии профессионализации
  •  Гендерные аспекты социальной адаптации в условиях ранней профессионализации
  • Тесты - 5 популярных
  •   Способны ли вы убить человека?
  •   Проверьте свою память
  •   Каков Ваш характер?
  •   Насколько Вы довольны жизнью?
  •   Довольны ли Вы собой?
  • Голосование
    Ваше мнение о навигации и удобству представления материалов данного сайта
    Организацию представления разделов и материалов нужно улучшить
    Нужны небольшие изменения в навигации
    Ничего не нужно менять

    результаты
    Поиск по сайту
    Расширенный поиск
    Рассылка новостей



    Начало - Психология - Возрастная психология - Для чего человеку длинное детство

    К.Б.Магнитская
    Для чего человеку длинное детство


    Родителям будущих первоклассников

           Будущие первоклассники - это те, кому сегдня от 0 до 7-ми. Одним до школы еще далеко, а у других родители полны тревоги. Справятся ли! Как готовить ребенка к школе, как не превратить обучение в мучение для всей семьи?
           А детство у человека действительно длинное. Оно составляет около четверти жизни и заканчивается лишь к 20-ти годам. Только детский мозг может усвоить тот огромный объем информации, который позволит существу занять достойное место среди себе подобных. А вот раннее половое созревание, укорочение детства, биологи считают признаком деградации вида. Времени на обучение остается меньше.
           Обучение начинается с рождения и первые 6-7 лет - самый интенсивный период. В это время мозг накапливает большую часть представлений о мире. Вопрос, чему и когда учить, оказался совсем не праздным. Существуют возрастные периоды, в которые мозг наиболее чувствителен к определенный видам информации.
           Науке известно, что дети так называемых малоцивилизованных народов, до 3-х лет опережают сверстников, воспитанных по европейским стандартам. Младенец в силу необходимости живет на теле матери. Защищенный телом матери, он вступает в большой, разнообразный, яркий мир, который запечатляет как нечто неразрывное с образом матери. Теперь сравните состояние ребенка, которого изо дня в день укладывают в кроватку и он видит над собой только белый потолок, где и взгляду зацепиться не за что. И не удивляйтесь, если малыш начинает бунтовать. Сенсорный голод для него мучительнее пищевого. Не сердитесь на ребенка, который требует новых впечатлений. Его мозг желает учиться.
           Младенчество - это возраст запечатлений. Причем это не фотографии лиц и предметов, а единый динамичный мир, в котором живут люди с их эмоциями, происходят различные события и течет время. К трем годам ребенок из "духовного эмбриона" превращается в человека опытом познания и эмоционального переживания окружающего мира.
           А теперь поговорим об изолянтах. Так биологи и психологи называют тех, кто вырос в информационно бедной среде. Если забрать котят сразу после рождения, то кошки, выросшие без матери, отказываются кормить своих детей. Они же часто рождают не жизнеспособное потомство. Опыт с обезьянами, который бал назван "безмамные мамы", показал, что животные, выросшие без матери, без эмоционального контакта, агрессивны и жестоки к своим детям. К сожалению, человечество знает, что такое "приютские дети". Их раннее детство лишено полноценной информации о мире и людях. Очень редко взрослая жизнь бывших детдомовцев складывается удачно.
           Так чему же учить до трех лет? Недавно на прием пришла молодая мать с трехлетней дочкой. С обидой сказала: "Буквы учить не хочет". Бедный ребенок. Вместо большого мира ей подсовывают непонятные символы. А ребенок желает видеть солнце и небо. Он замечает, что луна бывает большой и маленькой, что небо может быть голубым или серым, что бывают облака и звезды. И у себя под ногами он находит уйму интересных вещей: траву и цветы, муравья и кузнечика, ворону и синицу. Помогите ребенку разглядеть, что есть куст, а есть дерево, елка и береза, что одуванчик и ромашка похожи, но это не одно и то же. Через смену дня и ночи ребенок познает время. Он уже способен отделить "было", "есть" и "будет", хотя "вчера", "сегодня" и "завтра" появятся позже.
           Ребенок запечатлевает мир как целое. До трех лет мозг стремиться набрать как можно больше информации. Поэтому он заставляет маленького человека везде лезть, дотягиваться, добираться, доковыриваться, даже с опасностью для жизни. И окрики старших "не лезь", "не трогай", "убьешься", только подзадоривают исследовательское поведение ребенка. Стоит вам ослабить бдительность, и он все равно доберется.
           Группу детей предупредили, что нельзя заходить на половину комнаты, отгороженную веревкой. И лишь только за эксперементатором закрылась дверь, дети начали исследовать это "нельзя": одной ногой, потом запрыгивали двумя, а через несколько минут "опасная зона" с победным визгом была взята.
           Ребенок познает мир всем своим существом. Он осязает его языком и губами, ладонями и подошвами, исследует вкус, запах, цвет, форму, звуки. Для полного восприятия очень важно, что бы все каналы, все органы чувств получали информацию. Эти знания о мире необходимы, чтобы состоялся следующий этап, когда будут устанавливаться связи между предметами и явлениями, когда будут формироваться понятия, когда мышление позволит человеку шагнуть за пределы непосредственного восприятия. И не надо дергать ребенка окриками. В этом возрасте инстинкт исследования сильнее слов. Если вы умный родитель, вы уберете опасности и поможете ребенку исследовать мир.
           А теперь представьте себе группу трехлеток в детском саду. Сад необычный, а Монтессори - сад. Среда в нем организавана так, как считала нужным известный педагог Мария Монтессори. По периметру комнаты на уровне детских глаз изображения планет солнечной системы, с потолка на ниточке спускается надувной зеленый шар. В одной комнате мир Индии, в другой - Япония. Цель - заронить в душу маленького человека, что мы - люди, живем на планете Земля, что есть континенты, моря, страны и народы. А еще на земле живут разные животные и растения.
           В нашей области есть небольшое село Сидоры. Специалисты Центра "Нейро" были удивлены высоким уровнем нервно-психического развития детей. В возрасте 6-7-ми лет они справлялись с интеллектуальными задачами для 9-ти летних. Оказалось, что уже в яслях с ними занимались развивающими играми, а в детском саду и дома учат жизнь не по бесцветным картинкам, а впитывают вполне осязаемый мир родной деревни и окрестностей.
           Известно и другое. Люди, выросшие в информационно бедной семье, не достигают высокого уровня образованности и плохо приспосабливаются к жизни. Чтобы сделать среду информационно бедной, не обязательно держать ребенка в пустой комнате. Если взрослый не отвечает на детские "почему" или отмахивается формальным "вырастешь - узнаешь", в голове ребенка образуется каша из впечатлений, которую он не может упорядочить. Это вызывает чувство тревоги, мир воспринимается угрожающим. Ребенок становится суетливым, раздражительным, капризным. Вдумайтесь в вопросы детей, они - философски глубоки, на них и ответить бывает трудно. Только не отвечайте, как эта незатейливая мамаша. Ребенок, прочитавший вывеску, спрашивает: "Мама, а что такое Кавказ?" Мать: "Это ресторан такой, а днем столовая". Так и уйдет эта нелепость в память.
           Детская память очень емкая. Ее ячейки еще свободны для информации, и очень важно, чтобы эта информация была качественной, то есть чтобы она максимально отражала реальный мир. Я погрешу против библейского утверждения, что "вначале было слово". Каждый начинает свою жизнь с запечатлений, с образа, а уже потом мы учимся обозначать все словами - символами. Без образа нет ни слова, ни мысли.
           Желая видеть своего ребенка в школе отличником, родители начинают рано обучать его чтению. Это хорошо, если информационный голод утоляется реальным восприятием образов, а буквы и слова лишь сопутствуют активному познанию. Но если только символы и коды будут заполять ячейки детской памяти, то получится читающая и пишущая машинка, которая если что-то и знает, то мало понимает, а еще меньше умеет. Вы определенно встречали детей - резонеров, таких маленьких старичков. Их рассуждательство поражает сложностью, не детскими оборотами речи. В их жизни коды заменили живое восприятие, поэтому на седьмом году жизни на вопрос : "Чем отличается елка и береза?" - они четко рапортуют: " Елка зеленая, а березка белая". Различие между кленовым листом и бабочкой они видят в том, что "у бабочки усики, а у листика - палочка". Еж и елка отличаются только размерами. Усвоив речевые штампы, они меньше интересуются содержанием понятия, их мышление становится формальным. В школе эти дети могут быть на хорошем счету, т.к. система обучения тоже во многом формальна. Но учатся-то они не для школы, а для будущей жизни! Лишенные практики образного познания и эмоционального опыта они могут оказаться несостоятельными на всю жизнь.
           И не надо думать, что детские запечатления сотрутся. Они уйдут в память и будут храниться до тех пор, пока не станут актуальными. Забытая информация всплывет из глубины памяти, объединиться с новыми впечатлениями и создаст новые знания. Обучение тому, с чем когда-то встречался, пойдет успешнее.
           Так вот для чего человеку такое длинное детство, и главный возраст в нем - до 6-ти лет. И пожалуйста, не перепутайте. Буква - это только одно из средств получения представлений о мире, и она может ничего не значить, если ячейки памяти окажутся пустыми.
    АИФ ·13 и ·14 за 1995г.

    новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   вверх


    Copyright @FOLLOW 2000-2006
    Designed by follow.ru