новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   Печать Контакты
Статьи - 5 последних
  •  Первый день на новой работе
  •  Женщина-руководитель: проблема самоактуализации в контексте полоролевых характеристик личности
  •  Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности
  •  Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: проблемы и стратегии профессионализации
  •  Гендерные аспекты социальной адаптации в условиях ранней профессионализации
  • Тесты - 5 популярных
  •   Способны ли вы убить человека?
  •   Проверьте свою память
  •   Каков Ваш характер?
  •   Насколько Вы довольны жизнью?
  •   Довольны ли Вы собой?
  • Голосование
    Ваше мнение о навигации и удобству представления материалов данного сайта
    Организацию представления разделов и материалов нужно улучшить
    Нужны небольшие изменения в навигации
    Ничего не нужно менять

    результаты
    Поиск по сайту
    Расширенный поиск
    Рассылка новостей



    Начало - Психология - Психология общения - Азбука нашей жизни, или как жить с невротиком

    1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 10
    Константин Сельчёнок
    Азбука нашей жизни, или как жить с невротиком


           Остроумие. Невротики страсть как любят острить да хохмить, осмеивая все и вся, подтрунивая и ерничая при каждом удобном случае. Они больше любят гоготать и хихикать, высмеивать все нарочито громко и как-то надрывно, нежели печально улыбаться одними только глазами. И очень часто сквозь этот смех слышится плач, а иногда и рыдания. Шутя и смеясь, невротик защищается от осознаний, закрывается от необходимости спокойно и мудро пересмотреть свои собственные позиции. В невротическом обществе остроумие вырождается в хохмачество (взять хотя бы американские гэки и скетчи, потоком льющиеся с экранов телевизоров в уши хохочущих зрителей). Первичный смысл слова "остроумие" свидетельствует о живости ума и его проницательности, о возможности подмечать несовершенства и исправлять их. Для невротика же остроумие является лишь средством демонстрации своих внешних достоинств и оружием в сражении с теми, кто пытается "выехать" на той же "темной лошадке".
           Отношение к пище. В невротическом обществе оно носит прямо-таки культовый характер. Причем ритуальным становится не сам прием пищи, но разговоры о ней, предвкушение встречи с нею и описание вкусов и ароматов. Всякому медику известно, что чрезмерное внимание к пище телесной, как, впрочем, и к пище развлечений и отвлечений, является средством компенсации, т.е. способом иллюзорного удовлетворения физического организма при душевном неблагополучии. И вегетарианцы-невротики, и невротики-мясоеды забывают древнюю максиму: "Человек есть то, что он ест". Речь идет не о салатах и бифштексах, не о манной каше и фаршированных яйцах. Речь идет о той пище, которую мы потребляем непрестанно, в промежутках между застольями и фуршетами. Пища ума и пища чувств, питание молитвой и красотой, поглощение впечатлений и афоризмов - таков истинный хлеб человеческий. Когда же напитывание собственной души смыслами и прекрасным предается забвению, тогда человек начинает су-ще-ство-вать (подобно простейшим организмам), а не жить, полноценно и вдохновенно, как это предназначено Человеку.
           Педагогика. Большинством невротиков искусство воспитания воспринимается как технология дрессуры либо как процесс выковывания из металлической заготовки плуга или меча: молотом, молотом и еще раз молотом, потом в горнило, потом в ледяную воду и все сначала. Мало кто из невротиков осознает тот факт, что педагогика - это прежде всего искусство самовоспитания и "заражения" детей и окружающих личным добрым примером. Педагогика не борьба с недостатками, а сомыслие и сочувствование. Педагогика - это не искусство надзора за потенциальными преступниками, но истинное душевное садовничество. Педагогика - это поиск человечности, а вовсе не конвейерное насилие над душой ближнего. Правда, понимают это лишь душевно здоровые люди...
           Первая любовь. Широко приветствуемый всеми невротиками предмет ахов, охов и вздохов. Первое знакомство с представителем противоположного пола почему-то ставится выше второго, третьего и всех последующих. Это сугубо невротический симптом: неуверенным в себе, нестабильным и душевно немощным людям хочется углубиться в прошлое, почувствовать себя молодыми и юными, а то и ощутить себя малыми детьми. Разумеется, первая любовь - величайшее событие в жизни любого человека. Но что подразумевать под этим словосочетанием? Первое сексуальное влечение, возникающее в ранние годы жизни? Первый поцелуй? Первую близость? А может быть, первый опыт самопожертвования, первый импульс стремления к служению ближнему? Как это ни странно, но каждая любовь всегда первая, уникальная, неповторимая. И опыты любви несравнимы, несоотносимы, несопоставляемы. Одну любовь грешно ставить выше второй. Даже на временной шкале расставлять их по-порядку как-то кощунственно. Невротик привязывается к первой любви как к спасительному якорю. Он часто рассматривает ее как оправдание всех последовавших измен и пошлостей, всех последующих неудач и ошибок. Он не понимает того, что всякая Встреча есть событие вневременное, лежащее за пределами земных пониманий и оценок обыденности.
           Поиски смысла жизни. Невротики редко задумываются над смыслом земного пути и высшими целями, что поставлены перед человеком, воплотившимся на планете. Рассуждения о смысле жизни для них являются ничем иным, как умственной жвачкой или престижной темой для "философского" разговора за бокалом вина. Сколько жизней - столько и смыслов. Сколько людей - столько путей. Истинный смысл человеческого существования непроизносим, неформулируем, невыражаем. Частичному анализу поддается лишь то, что уже прожито и пережито, распробовано и усвоено. Стремление же в будущее редко поддается рациональному осмыслению, ибо будущее, в принципе, неопределенно и многолико. Обычные разговоры о смысле жизни имеют целью навязать собеседнику свой собственный строй мысли, свои мнения и представления. Мудрые люди обычно не тратят время на такие разговоры. "Знающий не говорит, говорящий не знает" (Лао Цзы).
           Помощь. Императив, живущий в душе каждого невротика. Понимается как непреложная обязанность других (людей, природы, Господа) заботиться о нем, драгоценном и неповторимом. Невротики охотно принимают помощь от других, но почти никогда не оказывают ее, во всяком случае, бескорыстно. Если они и соглашаются помочь окружающим, то лишь в обмен на благодарность, услуги или денежные знаки. А все оттого, что невротик ощущает себя хилым ребенком, о котором непрестанно должны заботиться то родные, то друзья, то государство. Он охотно взывает "помогите мне!", но сам редко откликается на нужды окружающих. Он не понимает того, что истинное призвание человека - раздаривать помощь, а не просить о ней на каждом шагу. Он не знает слова "благодарность", он редко бывает признателен другим за то, что они делают для него. Лишь разобравшись с проблемой помощи, лишь уяснив тот факт, что человек обязан излучать, а не поглощать, невротик может перейти от потребительства к созиданию, от паразитизма к одариванию других.
           Популярность. Это тяжкая ноша для здорового человека, но лакомый кусочек для невротизированного. Окружающие восхищаются внешним образом, приветствуют самое поверхностное в человеке, обожают то, что им показали. "Первый парень на селе" не столько любим, сколько ненавидим. Подлинный контакт не устанавливается: вместе с почитателями популярный человек приобретает массу врагов и массу соблазнов. Он перестает доверять себе - критерием правильности бытия для него становится мнение толпы. Особенно пикантным оказывается стремление к обретению посмертной славы. Вот уж что действительно является болезненным, так это желание прославиться после смерти. Но невротика радует сама мысль о том, что даже после ухода с Земли его имя будет волновать умы и сердца сограждан. Он уже сейчас, в настоящем, упивается картинами признания после смерти, не понимая того, что признано будет лишь внешнее, самое несущественное из того, что в нем было. Есть три великих зла на Земле, три великих соблазна, которые стоят на пути человеческом и коверкают линии судьбы: желание власти, денег и популярности. Последний соблазн наиболее губителен, ибо талантливый и сильный человек, не устояв перед ним, начинает жить на потребу толпе, то и дело оглядываясь на мнение тех, кто попросту ничего о нем не знает.
           Почтение к покойникам. Невротики крайне щепетильно относятся к усопшим. Они все время участвуют в некой странной игре чрезмерного уважения и даже заискивания перед теми, кто покинул земной план и пребывает в Мире Высшем. Они стараются всеми возможными способами продемонстрировать окружающим свою запоздалую любовь. Они стремятся публично покаяться даже в несовершенных грехах и лезут друг к другу со своими "откровениями" и "осознаниями". Те, кто ушли от нас, вовсе не нуждаются в нашей заботе, а тем более в болезненно гипертрофированном почтении и демонстрации раскаяний. Они уже свободны от наших давлений и претензий, они покинули ту юдоль плача и скорби, каковой, в общем-то, и является жизнь на Земле. Помнить об ушедших и время от времени грустить о них, светло и возвышенно, - это одно, а причитать и бить себя кулаком в грудь, посвящать остаток своей жизни театральным стенаниям и запоздалым признаниям - это совсем другое. Недаром все древние культы запрещали всуе поминать имена покойных, дабы не осложнить их существование в Мире Высшем.
           Противные "другие". Из века в век на всех языках народов мира произносится - "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". Но невротик не в состоянии принять истинность этой формулы. Для того, чтобы защититься от собственной глупости, он вынужден называть дураками окружающих. Для того, чтобы избежать осознания собственной слабости, он радостно обвиняет всех остальных в том, что они не умеют жить. Для того, чтобы укрыться от понимания тщетности и суетности собственной жизни, он непрестанно указывает на ошибки и промахи ближних. Воюя с миром людей, невротик стоит супротив них. Они действительно ему противны, эти самые "другие". Кто-то больше, кто-то меньше (каждый по-своему) - но они все неправы. И жизнь идет не так, как надо. И Господь все неразумно и неуютно как-то устроил на этой грешной Земле, и люди какие-то неправильные и несправедливые. И все-таки истина неизменна во все времена: реальность отражает то внутреннее, что мы носим в своей собственной душе. Человек, полный радостности, улыбается всякой травинке. Вор подозревает всех в тайном желании что-либо украсть. Агрессору весь мир представляется черным и страшным. Может быть, хватит бить зеркала?
           Самый-самый-самый. Нет на свете для невротика ничего ценнее, чем его репутация. Действительное положение дел его мало заботит - гораздо важнее то, что о нем скажут окружающие. На роль своих судей он выбирает тех, кто находится рядом, и никогда не судит себя сам. Репутация - величайшая из человеческих иллюзий. Она слагается из случайных удач или неудач, из услышанных кем-то слов и поверхностных наблюдений. Порой дурное мнение о человеке заставляет в искаженном свете воспринимать всю его жизнь. Репутация подобна тяжкому рюкзаку, который невротик повсюду таскает с собой. Он хочет быть самым-самым-самым, причем во всем и для всех. Он не понимает того, что кроме Господа и любящих его людей нет для него на Земле других судей и арбитров. Он не понимает того, что всякий человек уникален, а потому сравнения с другими всегда сомнительны, иллюзорны и бессмысленны. Невротик всегда стремится бежать быстрее всех, при этом забывая о том, что каждый идет по своей собственной колее и движется к своей собственной цели. Невозможно сравнивать помидор и реактивный самолет, молоток и рояль, детский смех и выступление политика. Сравнение - начало всеразрушающей "уравниловки", рано или поздно приводящей к нивелировке личности и стиранию бесценных индивидуальных особенностей. Стремление быть самым-самым-самым, по сути дела, есть скрытое следствие стремления к серости и безликости. Это путь самоуничтожения через забвение своей уникальной неповторимости.
           Свобода. Невротики стремятся к свободе "от" и принципиально избегают свободы "для". Обретение свободы подразумевает наличие зрелости и ответственности, стремления созидать и украшать мир. Невротическое понимание свободы простое и ясное: бегство из тюрьмы, разрывание кандальных цепей, уход из дома, эмиграция или смена места жительства. Невротическая свобода очень опасна, так как проявляясь в сфере действий, она не опирается на внутренние достижения и плоды духовных усилий. Такая свобода неизбежно становится разрушительной и умерщвляющей. Это свобода смерти, но не свобода жизни. Это свобода протеста, но не свобода творчества. Невротическая свобода богопротивна в самой своей сути: человек отказывается от необходимости помогать окружающим и стремится к тотальной анархии и безликой беззаботности. Да, невротик порабощен стереотипами и предубеждениями, стыдом и страхом, самообвинениями и саможалением. Но поиски свободы лежат лишь на путях внутренних и не имеют ничего общего со взбрыками и заскоками, столь часто сопровождающимися нелепым восклицанием: "Дайте мне свободу!" Свободу нельзя получить - ее нужно вырастить. Свободу нельзя захватить - ее нужно выпестовать в собственной душе. Но мало кто из невротиков понимает, что истоки подлинной свободы коренятся в действительном понимании собственной индивидуальности и в осознании подлинных целей жизни. Свобода - лишь условие нормального существования, а вовсе не самоцель. Невротики же стремятся к свободе ради свободы. Точнее, ради самих себя. Такая свобода оказывается лишь апофеозом эгоизма.
           Секс. Отношения между полами являются самой болезненной точкой невротического сознания. Близость - это принятие того, кто абсолютно отличен от тебя. Интимные ласки - это кульминация дружелюбия и открытости. Экстаз слияния - это полное освобождение от страхов, заморочек и суеты. Как и все в этом мире, секс воспринимается невротиками как нечто поверхностное и технологическое. Способы сближения тел интересуют почти всех, а вот поиски контакта сердечного - почти никого. И выходя на новые сближения, невротик в глубине души убежден в том, что глубины другого, как и прежде, останутся вне досягаемости. Это неверие в саму возможность духовной близости порождает все более и более изощренные формы контакта, все более вычурные фигуры общения, в общем-то, к действительному наслаждению не приводящие. Кстати, именно поэтому сексуальная тематика ханжески закрывается от подростков всеми возможными способами, ведь торжественная сексуальная близость - эта высочайшая форма земной любви - представляется опасным путем, которым молодая душа может покинуть невротизированный мир иллюзий и обманов. Любовь является тем магическим "философским камнем", который превращает свинец в золото, делает из невротика здорового человека. Потому-то взрослые и не любят обсуждать с детьми эти темы - они страшатся обнажить собственную несостоятельность и половую слабость во всех ее смыслах: от физиологического до духовного. Подростки, окунувшись в подлинную любовь, получают шанс отказаться от невротической жизни. Экстаз взаимодоверия раскрывает им глаза на подлинные причины царящего повсюду неблагополучия. Ведь главная причина невроза - это нелюбовь к Господу, нелюбовь к людям и нелюбовь к самим себе!
           Семья. Удивительно, но большинством невротиков семьи создаются на истерике, на бессознательном импульсивном порыве. Либо они жаждут самоутверждения за счет ближнего, либо стремятся обрести защиту, чувствуя себя не слишком уютно во враждебном мире, либо попросту бегут от собственных родителей, надеясь пересоздать свою жизнь заново. Так или иначе, процесс создания большинства современных семей носит сугубо болезненный, невротический характер. Влечение друг к другу осознается лишь как факт, без анализа и содержательной оценки. Свадьба воспринимается как конечный результат взаимных поисков. В идеале же невротику семья представляется этаким уютным сочетанием чистых носков, пышных свиных котлет и регулярного полового общения. Семья как священный институт космически необходимого брака, как обитель духа, как поле творческого взаимодействия и плацдарм для принятия в земные тела детей воспринимается лишь единицами из тысяч. Отсюда бесчисленные разводы и нескончаемые конфликты. Причем внешние поводы к таковым (финансовые, сексуальные и другие) зачастую случайны и не имеют никакого отношения к подлинной причине разрушения очагов совместножития. Неверно понятая и неграмотно выстроенная семейная жизнь попросту не удовлетворяет невротиков! Они ищут довольства, а находят труд, они стремятся взвалить ответственность на другого, а сталкиваются с необходимостью каждодневного служения ближнему. Они бегут от проблем и находят их целый ворох. Невротическая семья - самое уродливое из порождений современности. Семья же духовно здоровых людей - наипрекраснейшее из всего сотворенного Господом. Правда, таких семей не сыскать сегодня днем с огнем...
           Собственность. Одна из тончайших заморочек современности, ложь которой заключается в том, что человек упрямо отождествляет себя с тем, чем он, как ему кажется, безраздельно владеет. Единственное, чем вправе владеть человек, это его собственный организм, его тело и душа. Все остальное передается человеку на время с тем, чтобы силы и средства, знания и вещи он использовал во благо миру и для развития собственной души. "Иногда богаче нищий - тот, кто не успел скопить". Но невротикам постоянно чего-то не хватает. Они неуклонно пытаются расширить границы своих владений, чтобы доказать собственную величину и значимость. Нет ничего уродливее бездумного отождествления человека с вещами и недвижимостью. Такой человек может "заработать" инсульт, увидев горящий особняк, в создание которого он вложил усилия многих лет. И нет ничего прекраснее человека, ответственно и рачительно распоряжающегося огромным богатством, каковое он в глубине души рассматривает как принадлежащее Господу и данное ему во укрепление добра и совершенствование людей и мира.
           Сомнения. Невротик постоянно находится в плену недодуманностей, неосознанностей и сомнений и в то же время ужасно страшится их. Во всем он требует окончательной определенности и строгих формулировок. Что есть добро и зло? Как поступать для того, чтобы не делать ошибок? Как устроен мир на самом деле? Невротик не хочет мириться с тем, что сомнения предоставляют возможность обретения нового видения, путь к достижению более ясных и точных знаний. Сомнения являют собой вовсе не отрицание рационального. Сомнения - это форма развития представлений, естественнейшее состояние человека ищущего, человека размышляющего. Стремясь избавиться от сомнений, невротик непременно догматизирует исповедуемые им доктрины и тут же попадает к ним в плен. Лишь научившись спокойно относиться к сомнениям и порождающим их противоречиям, человек может увидеть новое - то, чего он раньше не замечал, то, что было для него непонятным и закрытым. Вне сомнений нет поиска, а значит, нет и развития. Ища же спасения от сомнений в согласии с социальным большинством, невротик лишь привязывает себя к массе тех, кто не желает ни думать, ни развиваться, ни жить по-настоящему.
           Сплетни. Наилюбимейшее из занятий невротиков, жаждущих хоть как-то, пусть даже поверхностно и убого, войти в соприкосновение с другими. Есть сплетни дворовые, газетные, митинговые и общегосударственные, которые приходят по телевизионным каналам последних новостей. Суть сплетни отражена в самом названии: истина и ложь переплетены и перемешаны, информация извращена в процессе ее передачи. Причем каждый старается добавить от себя что-нибудь сальное и гнусное, как бы сбрасывая в передаваемое частичку собственного мусора. А с каким удовольствием невротики потребляют сплетни, особенно пикантные и сенсационные! Сплетни словно сообщают им желанное известие: "Мир столь же несовершенен, как и ты сам. Люди ужасны, грязны и подвержены всякого рода соблазнам. Ты еще не самое худшее порождение этой цивилизации". Скажите, ну кто же откажется от столь приятной лести, тем более поступающей в безадресной форме? Как приятно услышать о несовершенствах мира и заиметь основание чувствовать себя "молодцом среди овец"! И то, что сплетни всегда извращены и иллюзорны, невротика мало волнует: ведь этим занимаются все вокруг, а значит, это нормально!
           Спокойная старость. Большинство невротиков относятся к этому словосочетанию как к фетишу. Они согласны на сколь угодно серьезные пертурбации в жизни, на метания и просчеты, лишь бы когда-нибудь, в конце земного пути, обрести покой и уравновешенность. Невротик все время живет, как бы подготавливаясь к подлинному существованию, он мельтешит и расстраивается, ноет и взывает о помощи, ненавидит весь мир и клянет судьбу за горькую участь. Упования на спокойную старость еще больше растравляют душу и способствуют углубленным, ярким, запоминающимся страданиям в связи с весьма и весьма неспокойным настоящим. Невротик даже не догадывается о том, что спокойным может быть и его настоящее. Мир душевный коренится в человеческом сердце, в глубинах духа и может быть найден только на этом пути. Никакие внешние условия не могут принести уравновешенности и покоя, если таковые не найдены в ходе внутренних поисков. Спокойная старость - наивреднейшая из иллюзий, ибо ссылаясь на необходимость достижения ее, люди отказываются от обретения счастья здесь-и-теперь, отрицают саму возможность перемен к лучшему в настоящем. Недаром же сказано в Библии: "Не знаете ни дня, ни часа". Смерть всегда где-то здесь, рядом, вблизи. И жить начинать нужно прямо сегодня, прямо сейчас, в своем уникальном здесь-и-теперь!
           Уважение к старшим. Естественная норма взаимоотношений между людьми невротиками искажается донельзя. Никто никому не объясняет толком, почему, собственно, старшие требуют большего почтения и внимания, нежели младенцы или, скажем, тридцатилетние. Большинством невротиков уважение к старшим рассматривается как фетиш, доставшийся по традиции. Причем разговоры об уважении к старшим ограничиваются троллейбусами и застольями, торжествами по случаю ухода на пенсию и золотыми свадьбами. На деле же невротизированное общество никакого уважения старшим не оказывает. Никто их ни о чем не спрашивает, их опыт открыто игнорируется, да и вообще после определенного возрастного предела они как-то незаметно вычеркиваются из списков активно действующих членов общества. Разумеется, встречаются старики и старушки, которые не желают мириться с этим установлением и смело пробивают себе дорогу к вниманию окружающих и активной жизни. Большинство же престарелых людей как-то сами собой растворяются в социальном небытии и незаметно "выводятся за скобки" жизни. Это ужасно, но так оно и есть! По-видимому, уважение к старшим может быть достигнуто лишь в том случае, если будут уважаемы все возраста, если никто не будет ставиться выше других, если количество прожитых десятилетий не будет являться аргументом в споре. Но невротикам приятно говорить о поверхностных, малосущественных различиях между людьми. Так и рождаются громкие, но пустые лозунги "Все лучшее - детям!" и "Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет". Уважаемые невротики, всем у нас нужно открывать пути. Всем нужно оказывать почет и уважение. Всем нужно стремиться отдавать все лучшее. Тогда и будут дети детьми, молодые молодыми, а старики стариками.
           Уровень жизни. Любимая тема для разговоров, с приязнью и охотой поддерживаемая невротиками. Почему-то везде и всегда говорится лишь о материальных благах: о пище и одежде, о квартплате и потреблении молока на душу населения. Как будто жизнь есть функция пищеварения и сохранения тепла телом. Что бы там ни говорили современные либералы, а все-таки материальный аспект существования человека не так уж важен для достижения им счастья и обретения подлинного благополучия. Да, существует имущественный предел выживания - уровень бедности. Но существует также и особое, никем не рассматриваемое духовное качество жизни, определяемое культурой, религией, нравственностью, философией, искусством и традициями. Как все это определить, как сравнить эти тончайшие материи, столь различные в разные времена, столь различные у разных народов? Невротикам кажется, что достигнув вещественно-пищевого благополучия, они разрешат все свои проблемы. Да нет же. Сколько мерзавцев и негодяев среди обеспеченных предпринимателей, сколько чистых и светлых людей, живущих на одну зарплату! Пища, одежда и деньги еще не делают человека счастливым - это банальность, но мы забываем о ней на каждом шагу. Уровень жизни - это вреднейшая экономическая иллюзия, позволяющая успешно отвлекать людей от поиска самих себя, от движения к человечности и богобоязненности. Разумеется, нищета вовсе не является обязательным условием достижения духовности. Скорее наоборот, умение делать деньги, точнее, "делать дело", предпринимать что-либо, выдумывать, пахать и вкалывать - все это свидетельствует о высоком душевном потенциале и богатстве способностей. Все же не хлебом единым жив человек...
           Успех. В самом слове заложена его суть - "Успеть!". Невротики, пребывая в непрестанной погоне за ложными целями и иллюзорными ценностями, все время куда-то опаздывают. Очень неуютный и суетливый глагол "успеть" неизбежно становится лозунгом всей их жизни. Но добежав к заветному финишу, задыхаясь и обливаясь потом (а то и слезами), они к своему неудовольствию узнают, что он является стартом нового забега. И так во всем, всю жизнь, на всех отрезках земного пути. Нет возможности насладиться самим процессом движения. Нет ни времени, ни сил осмотреться и улыбнуться окружающему пейзажу. Бегущие рядом воспринимаются лишь как соперники и противники. И все ради того, чтобы насладиться эфемерным мигом победы и продолжить свой путь в никуда. Мало кто из невротиков понимает, что истинная траектория их жизненного движения напоминает замкнутый круг. Конечно, их усилиями двигается вперед цивилизация, вертится колесо прогресса, изобретаются новые технологии. Но сами они находятся вне жизненной реальности, не ощущают потока событий и природных ритмов. Для них главное - "Успеть!". И ломаются по пути ноги, и трещат по швам отношения с близкими, и разбиваются человеческие судьбы. А ради чего?
           Халтура. По-видимому, это слово наиболее четко и емко определяет всю жизнь невротика. Из-за неуверенности в себе и сумятицы представлений, невротик никогда не бывает там, где он есть, он всегда вне себя, за рамками происходящего. Если бы его к тому не принуждала система социального контроля и оценки результатов его труда специалистами, он бы все в этой жизни делал некачественно и дурно. Собственно, там, где контроль отсутствует (в любви, в семье, в воспитании детей и в отношениях с родителями), так оно и происходит. И ничего тут нельзя поделать. Ведь невротик ориентирован лишь на внешние критерии, он внимает лишь социальному контролю и находится в полной зависимости от мнений и оценок других людей. Подлинное же качество жизни, качество мысли и качество действий достижимо лишь в том случае, если человек опирается на самого себя и лично отвечает за все свои чувства и поступки перед Богом. Но так может жить лишь здоровый человек, убежденный в том, что всякий акт его жизненной мистерии бесценен и исправлению не подлежит. Невротик же привык все писать "на черновик", надеясь, что "и так сойдет", уповая на "авось" и "халяву".
           "Я таким уродился!" Невротики очень любят ссылаться на врожденные недостатки и слабости. Они с удовольствием повторяют "выше головы не прыгнешь" и "по Сеньке и шапка". Они не понимают того, что жизнь дается человеку для совершенствования и роста. Они забывают о том, что сокровенный смысл земного бытия заключается в необходимости изменения, развития, расцвета потенциалов и сил, заложенных в каждого из нас Господом от сотворения мира. Говоря о своих врожденных слабостях и недостатках, невротик попросту расписывается в неверии в себя и творческом бессилии. Единственное, что можно ему посоветовать: "Верь в то, чего нет, для того, чтобы оно было!"

    Афоризмы на каждый день оставшейся жизни

           1. Никогда не давайте ближнему понять то, что Вы уже догадались, что имеете дело с невротиком. Иначе вскоре Вам придется жить уже с психотиком.
           2. Не надейтесь излишне на то, что Господь лично Вас миловал и избавил от спектра невротических проблем - все мы братья и сестры!
           3. Не выискивайте симптомы невротического поведения у ближних. Намного плодотворнее было бы почаще смотреться в зеркало.
           4. Быть невротиком - это не означает быть плохим человеком. Все мы дети своего времени. Быть невротиком в наше время даже где-то нормально, во всяком случае, не страшно и не опасно. А вот упрямо считать себя совершенно здоровым - вот это уже истинный кошмар и край пропасти.
           5. Поскольку Ваше окончательное выздоровление - дело далекого будущего, не рвитесь вперед излишне рьяно, сберегите силы на долгий путь к Здоровью!

    1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 10

    новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   вверх


    Copyright @FOLLOW 2000-2006
    Designed by follow.ru