новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   Печать Контакты
Статьи - 5 последних
  •  Первый день на новой работе
  •  Женщина-руководитель: проблема самоактуализации в контексте полоролевых характеристик личности
  •  Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности
  •  Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: проблемы и стратегии профессионализации
  •  Гендерные аспекты социальной адаптации в условиях ранней профессионализации
  • Тесты - 5 популярных
  •   Способны ли вы убить человека?
  •   Проверьте свою память
  •   Каков Ваш характер?
  •   Насколько Вы довольны жизнью?
  •   Довольны ли Вы собой?
  • Голосование
    Ваше мнение о навигации и удобству представления материалов данного сайта
    Организацию представления разделов и материалов нужно улучшить
    Нужны небольшие изменения в навигации
    Ничего не нужно менять

    результаты
    Поиск по сайту
    Расширенный поиск
    Рассылка новостей



    Начало - Психология - Психология общения - Азбука нашей жизни, или как жить с невротиком

    1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10
    Константин Сельчёнок
    Азбука нашей жизни, или как жить с невротиком


    Любимые идиотизмы невротиков

    "Невежество - это демоническая сила, и мы опасаемся,
    что оно послужит причиной еще многих трагедий."

    Карл Маркс

           Прежде чем перейти к описанию правил лечения невротика, проанализируем важнейшие заморочки, иллюзии и заблуждения, кои массовым порядком исповедуются десятками миллионов невротиков. Почему мы назвали их "идиотизмами"? Да потому, что более точного слова не подобрать. Почему "любимыми идиотизмами"? Да потому, что невротики ни в какую не желают от них отказываться. Они не только цепляются за них и сохраняют в глубинах собственной души. Они их лелеют и развивают, укрепляют и совершенствуют изо всех сил! Хотя сами же от этого страдают.
           "А ты попроси меня хорошенько!" Невротики обожают, когда к ним обращаются с просьбами, даже с приставаниями о помощи. Это вовсе не означает того, что они любят помогать и оказывать услуги другим. Они любят, когда их просят! Это возвышает их в собственных глазах, дарует ощущение значимости и весомости, создает ощущение мнимого величия: "Вот он я какой большой! Они без меня никуда и никак. Они без меня не смогут. Я им ужасно нужен, и они мне об этом сообщают открыто и даже с некоторым заискиванием!"
           Автомобиль. Все невротики любят большие, яркие и быстро движущиеся управляемые игрушки. Эта любовь с возрастом не проходит. Более того, она укрепляется, игрушки вырастают вместе с невротиком. Психологи заметили, что выбор автомобиля осуществляется не в согласии с житейскими или техническими критериями, а вопреки им: автомобиль представляется невротику вывеской его собственного "Я", своего рода лозунгом "Смотрите, какой я важный и ценный!" Особенно хорошо это заметно на примере России девяностых годов. По улицам разъезжают иномарки, и не какие-нибудь там "фиаты" или "трабанды", но "мерседесы", "ролс-ройсы" и фешенебельные "крайслеры". Автомобиль нужен невротику для того, чтобы повыпендриваться и заявить всем прохожим, знакомым и незнакомым о раздутости личного самомнения. Автомобиль для невротика представляет своего рода транквилизатор. Ведь в глубине души всякий невротик смутно ощущает собственную неполноту и несовершенство. Автомобиль же отвлекает от внутренних проблем: то запчасти нужно достать, то скорость увеличить, а то и прокатить кого-нибудь по кольцевой. Автомобиль дарит невротику массу ярких впечатлений, говоря ему: "Ничего страшного: ты не слишком хорош, но посмотри, какой я симпатичный! А я ведь твой, собственный, значит, и ты в общем-то ничего!"
           Бизнес. Вообще-то, это иностранное слово переводится как "дело, занятие, труд". Но какой же невротик будет трудиться ради совершенствования самого себя и приумножения красоты в мире! Бизнес для невротика - путь самоутверждения и внешнего подтверждения своих мнимых эволюционных успехов. Невротики не любят русского слова "предприниматель" - они обожают англицизм "бизнесмен". В нем есть что-то крутое, этакое, гордое и могучее. А главное, бизнес позволяет полностью отвлечься от внутренних проблем. Он закручивает человека на карусели повседневности и уводит его в сторону от самого себя. Некоторым (особо удачливым) он позволяет кичиться роскошными вещами, баснословно дорогими нарядами, фешенебельным особняком и валютным счетом в швейцарском банке. И не понимает невротик, что на тот свет всего этого не заберешь. И только дурак может восхищаться внешней "крутостью" и пустым роскошеством. Человек жив трудом душевным, а добывание денег, приобретение вещей и захват власти - типично невротические занятия, особенно когда они становятся самоценными и занимают центральное место в жизни человека.
           Власть. Главная тема размышлений любого невротика. Когда человек не в состоянии обрести власть над самим собой, пусть даже смиряясь перед неизбежным, он жаждет власти над окружением. Осуществляя таковую, он символически расширяет пределы самого себя, раздуваясь подобно мыльному пузырю. Мыльная пленка власти сверкает всеми цветами радуги и манит к себе любителей эфемерного и неподлинного. Но прочность ее не слишком высока для того, чтобы смело делать на нее высокие ставки в надежде отыскать во власти над другими опору индивидуального существования. Жажда власти над внешним - главный невротический симптом, наблюдаемый в наше время повсюду: от интимных отношений между людьми до межгосударственных связей. Мало кто из невротиков понимает, что навязчивое стремление к власти болезненно само по себе. Оно является признаком падения внутренней устойчивости и знаком неотвратимо подступающего краха. Власть - это действительно проблема, но не внешняя, а внутренняя, не социальная, а духовная. Это проблема внутренней честности и понимания жизни, а не действий и поступков, направленных на подавление свободы других. Власть над событиями, власть над природой, власть над людьми - все эти химеры мешают людям нормально жить. Даже власти над собой они ищут на путях подавления, насилия и искоренения так называемых недостатков. Только разрешая проблему власти, только избавляясь от навязчивого стремления контролировать всех и вся, в том числе и себя самого, невротик может приблизиться к здоровью. Но это очень трудно: научиться спокойно и радостно относиться к миру и к самому себе.
           Война. На словах всякий невротик отрицает необходимость войны, ратует за мир и призывает к поискам компромиссов. На деле же именно невротики развязывают войны, планируют кровопролитные сражения и самозабвенно участвуют в баталиях. Война - любимейшее из занятий невротика, ибо весь мир он воспринимает как вражеский стан, ближних - как врагов и соперников, да и себе-то самому не особенно доверяет. Он ведет войны на всех фронтах одновременно, противостоит всем сразу, в том числе и себе. Он не воспринимает мир без соперничества и соревнования, он не принимает творчества без конкуренции, созидания без конкурсного сравнения результатов. Он одержим демоном власти и бесом насилия. А потому война для невротика является естественнейшим из состояний.
           Воспоминания. Являются ценнейшим материалом, сокровищем всякого невротика. Человек, зацикленный на суетных личных проблемах, вообще любит мыслию простираться вдаль, причем не в будущее, которого он частенько побаивается, но именно в прошлое, полное обид и несбывшихся надежд. Невротики обожают личную историю и несут ее по жизни, подобно чемодану без ручки (и нести неудобно, и бросить жалко). Воспоминания помогают невротику интенсивно жалеть самого себя и тысячекратно обвинять других. Образы памяти, время от времени всплывающие из глубин подсознания, являют невротикам их же самих в наивыгоднейшем, чаще всего розовом цвете. Особенно приятно делиться воспоминаниями с теми, кто не был участником описываемых событий. Тут уж фантазия может развернуться во всю ширь - и смех журчит свободно, и слезы льются легко, и грусть окутывает слушающих подобно чарующему опиумному туману. Как еще говорить о себе, если не разбрасывать налево и направо собственные воспоминания, искаженные гордым умом и мнительной самостью. Попробуйте отобрать у невротика его печальные и веселые воспоминания. Попробуйте устремить его в будущее или остановить на настоящем - и он непременно зачахнет, словно растение без полива. Ибо воспоминания - это придуманное "Я", иллюзорное и искаженное. Но об этом никто не догадывается, порой даже сам невротик...
           Деньги. Главная тема невротических разговоров. Плохо, когда их нет, и трудно, когда их много. Как приятно рассуждать по поводу их отсутствия, как приятно делиться соображениями по поводу их чрезмерного количества! Чистоган для невротика не самоцель, но мерило собственной значимости, а также бесценный повод для саможаления и печали. Невротику трудно жить без разговоров о деньгах, ибо тогда придется говорить о любви и мыслить о делах. А деньги можно пощупать, потрогать, их можно сложить в кошелек, в конце концов, ими можно пошуршать. И мало кто понимает, что деньги являются лишь средством осуществления жизненного процесса, а вовсе не критерием его эффективности и уж тем более не целью творчества. Деньги - это артефакт подлинной жизни, но попробуйте кому-нибудь об этом скажите, и Вас немедленно обвинят в анархизме, социализме и неудачничестве. Невротик привязан к деньгам психологически, морально и даже интимно. Именно в этой привязанности заключено сатанинское начало денежных знаков. Всякий же действительно спокойно относящийся к деньгам человек, по нашему глубокому убеждению, уже находится на пути к душевному здоровью.
           Джентльмен. Слово, первоначально обозначавшее совесть и порядочность, в устах невротика становится вывеской внешней респектабельности и гарантией социального одобрения. По представлениям невротика, джентльмен - это тот, кем восхищаются и кто имеет полное право гордиться самим собой. Невротик считает, что джентльмен - это что-то очень вкусное и большое, сочное и всеми принимаемое в расчет. Совесть и порядочность, честь и ответственность тут уже ни при чем. Для джентльмена-невротика главное заключено в том, чтобы казаться, а не быть, чтобы выглядеть, а не являться на самом деле. Почти по Маяковскому: "Я человек с широкими запросами, я зеркальным шкафом интересуюсь".
           Дискуссии. Наилюбимейшее из занятий невротиков, предоставляющее возможность показать себя миру. Невротики в демонстрации собственной значимости доходят до того, что дискутируют по любому поводу и даже без такового - ну просто так, из удовольствия и спортивного интереса. В дискуссии невротика менее всего интересует отыскание истины или компромисса. Он стремится явить окружающим величие собственного ума и широту личных познаний. Поэтому говорливые невротики обожают дискутировать на людях, в присутствии почитателей, в кругу толпы. Особенно приятно дискутировать с политической трибуны, даже если оппонент отсутствует. Причем характер аргументации определяется не столько личной позицией, сколько коллективным "одобрямсом" слушателей.
           Долг. Важнейший столп жизни человеческой, краеугольный камень, напрочь отринутый и оставленный в забвении современной невротической цивилизацией. Долги понимаются невротиками в одностороннем порядке: "Мне все должны, но сам я никому ничего не должен". Первая часть этой максимы заставляет невротика привязывать других людей к себе. И дети нас должны любить, и супруги о нас должны заботиться, и родители нас должны кормить, и государство должно охранять, и Бог должен помогать в трудную минуту. Вторая часть невротического девиза - символ поразивших современное общество безответственности и необязательности. Невротик не понимает, что именно отдавание долгов другим, служение миру, людям и Господу является единственным путем к покою и радости, составляющим суть подлинного душевного здоровья. Жизнь земная - это возможность расплатиться по имеющимся счетам. Это возможность разбить цепи обязанностей и обязательств, но не через их словесное отрицание, а в честном и самоотверженном исполнении долга.
           Драгоценности. Невротики любят накапливать внешние знаки богатства. Они обожают коллекционировать эти "символы благополучия", эти ярлыки достатка и самодовольства. Старательно накапливаемые, драгоценности представляются невротику чем-то действительно ценным - не из-за красоты ювелирных изделий и самоцветов, но из-за их рыночной стоимости. Представления же о подлинных сокровищах, о драгоценностях внутренних невротику попросту чужды, ведь он живет только внешним, и притом демонстративно и напоказ. Дар терпения, огонь энтузиазма, искусство молитвы - все это невротику представляется пустым сотрясанием воздуха. И только лишь большие беды, через слезы и кровь, приводят нездоровых душой людей к пониманию того, что все ценности - в них самих, в их душевных достоинствах и духовных плодах жизни. "Помещающий драгоценности в глубинах собственного сердца" - таково сущностное определение здорового человека. Тот, кто задумывается над этой формулой и пытается отыскать в ней драгоценный, сокровенный смысл, уже встал на путь психодуховного самооздоровления.
           Желание. Невротики настойчиво отождествляют себя со своими хотениями. Желания рождаются в человеке сами собой и живут рядом с душой, на поверхности сознания, туманно отражая глубинные движения сердца. Невротики старательно удовлетворяют желания, не задумываясь над их таинственными истоками. К примеру, они любят деньги и власть, не понимая того, что эти желания являются искаженными отражениями глубинного стремления к любви как таковой. Они жаждут контролировать ближних, не понимая, что на самом деле (бессознательно, непроизвольно) ищут контроля над своим собственным организмом. Невротики путают желания с подлинными потребностями. Много ли нужно человеку для обеспечения его жизнедеятельности? Хлеб, вода, солнце, чистый воздух и улыбка ближнего. Желания же многолики и неукротимы в своем буйстве, особенно когда с завистью засматриваешься на других и стремишься спастись от внутренней пустоты путем захвата вкусных, ярких и мельтешащих перед глазами игрушек внешней жизни.
           Закон. Как ни странно, суетливая и мятущаяся душа невротика любит цепляться за мнимую определенность и так называемую объективность. Незащищенные и невыстроенные, невротики изо дня в день занимаются возведением бастионов, брустверов и крепостных валов. Эта жажда внешней защиты особенно ярко проявляется в стремлении следовать не духу, а букве закона. Невротики ставят законы над людьми, абстрактное в их представлении властвует над конкретным, а усредненное социальное (т.е. стадное, происходящее от толпы) - над живой индивидуальностью. Невротики любят взывать к закону и в социальной, и в культурной, и даже в религиозной жизни. Они не понимают того, что законы писаны для мудрых и ответственных. Разъяренной же обезьяне закон не писан, а потому превращение ее в человека гораздо важнее сплетания новых уздечек, хомутов и вожжей, которые и являются символами закона. Нарушители закона вызывают у невротиков ужас и ввергают их в трепет. Они не верят в самоактивность личности, в совесть и индивидуальную этику. В других, не желающих подчиняться устаревшим догмам, они боятся самих себя. Вообще, они боятся любви и свободы, открытости и искренности, а потому, подобно фарисеям Иудеи, уповают лишь на букву закона.
           Игрушки. Главный недостаток, главный изъян невротической картины мира заключается в прямом отрицании ценности и важности игры в повседневной жизни. Маска серьезности - привычная личина всякого невротика. Серьезность понимается как недопущение сомнений, многозначности и двусмысленности. Серьезность - это щит, прикрывающий невротический ум от многоразличной и непредсказуемой реальности. Даже к детским игрушкам невротики относятся с редкостной нетерпимостью. Их любимое выражение: "Это вам не игрушки" или "Перестаньте со мной играться". Невротику неприятно осознавать тот факт, что роскошные автомобили и никому не нужные цветастые платья, титулы и должности, звания и алмазные перстни не более, чем игрушки взрослых людей. Вся их суетливая жизнь не более, чем мрачная игра. Все их суетные упования и иллюзорные планы не более, чем попытки придумать новые игры взамен уже надоевших. Из-за всепоглощающей серьезности невротику вообще очень трудно понять, что вся его жизнь есть бесконечная игра, единственным смыслом и целью которой является развитие его собственной души. Игра - это свобода и полет, фантазия и бесстрашие. Игра - это занятие для здоровых людей. К сожалению, сегодня их осталось не так уж много.
           Карьера. Слово это ассоциируется с образом лестницы, по которой можно взойти куда-то ввысь и стать кем-то большим. Мало кто из невротиков ассоциирует слова "карьера" и "карьер". А потому, отдавая годы жизни так называемому служебному росту (не росту мастерства или профессионализма, но именно должностному подъему, одобряемому большинством), невротик оказывается каторжанином, который в самоослеплении иллюзорной целью добровольно принимает на себя обязанность трудиться на соляных копях или в песчаном карьере. Подлинное восхождение есть результат духовных усилий, плод размышлений над жизнью и поисков истины в самом себе. Подлинная карьера - это труд перед Богом, выявление в себе совершенств и достоинств, мало кем замечаемых, но бесконечно важных для продолжения пути за гранью земной жизни. Невротики же заменяют развитие собственной души продвижением по лестнице служебной иерархии.
           Книги. Невротики любят приобретать книги и обсуждать их. А вот читать они не умеют. Российский философ В.Ф.Асмус одну из своих работ озаглавил многозначительно - "Чтение как труд и творчество". Невротики любят накапливать книги престижных авторов, чтобы все было как у людей, чтобы корешки дорогих изданий свидетельствовали об интеллектуальных интересах их владельца. Им невдомек, что книга является собеседником и учителем, наставником и другом. Книги они воспринимают как развлекающее чтиво, забывая о предвечном назначении литературы: служить источником смыслов и стимулом к осознанию. Особенно занимательны пишущие невротики, обожающие созерцать на обложках свою фамилию. Такие горе-писатели принимаются за литературный труд вовсе не потому, что им есть что сказать миру, но потому, что им хочется видеть восхищенные лица окружающих и наслаждаться их лестью и даже завистью. В.В.Розанов как-то написал: "Писать книги, в общем-то, нескромно. Ибо пишущий словно говорит другим: "Я, умный, сейчас всем вам, дуракам, разъясню, как нужно жить!" Невротик, начинающий уважать и ценить книгу, научающийся перечитывать давно прочитанное и выписывающий в тетрадку понравившиеся строки, - это уже индивидуум, ставший на путь оздоровления.
           Контроль. Любимое словечко невротиков. Они любят контролировать все и вся, всегда и повсюду. Они, в принципе, не доверяют ни миру, ни людям, ни себе. Они не считают окружающий мир способным к спонтанному развитию и свободному совершенствованию. Невротику кажется, что мир упорядочивается лишь тогда, когда он насильственно и властно контролируется рассудком. Невротику и в голову не приходит, что сам он непрестанно находится под контролем бессознательных и надчеловеческих сил. И подспудно ощущая гнетущую душу тревогу по поводу собственной неуправляемости и взбалмошности, невротик пытается контролировать хотя бы то, до чего дотягиваются его руки. Он не понимает того, что схемы рассудка и стереотипы мышления попросту слабы для того, чтобы сохранять жизнь в контролируемом пространстве. Жажда контроля проистекает из нескромности, невежественности и примитивной гордости. Но невротику этого не понять, ему кажется, что контролируя окружение, он тем самым упрочает фундамент своего собственного существования. И лишь когда на него "наезжают" роковые обстоятельства, когда судьба, разозлясь и разгневавшись, пинает его, он начинает прозревать истинную - Божественную - основу происходящего. Но вскоре все становится на свои места, на смену урагану приходит легкий бриз, и невротик добросовестно принимается за поиски новых механизмов контроля, новых методов манипуляции сущим.
           Медицина. Сфера человеческой деятельности, находящаяся под пристальным вниманием любого из невротиков. Мало кто из них понимает до конца тот факт, что обретение телесного здоровья недостижимо без внутренних поисков и нравственного роста. Здоровье не даруется человеку от природы, но является венцом его собственных долговременных усилий, результатом, к которому нужно стремиться, не жалея затрат времени и труда. Невротики любят высокоэффективные химиопрепараты и замысловато звучащие диагнозы. Они обожают маститых профессоров и с редкостным рвением зачитываются всякого рода популярными медицинскими изданиями. У медиков невротик ищет спасения, причем легкого и безболезненного, простого и навсегда, хотя хулит этих самых врачей более, чем кого бы то ни было другого. Особенно невротики обожают экстрасенсов и знахарей, кудесничающих в туманном ореоле таинственности и загадочности. Невротики стремятся к здоровью, но не хотят даже пальцем о палец ударить ради его достижения. Невротики знают, что здоровье не купишь, и в то же время пытаются купить его всеми возможными способами: от устроенных по блату консультаций до приобретенных за валюту импортных фармпрепаратов.
           Мечты о будущем. Невротики любят мечтать и фантазировать, выдумывать и грезить. Когда же дело касается осуществления их замыслов, они тут же опускают руки и начинают ссылаться на объективные трудности и недружелюбность людей и мира. Невротики никак не могут понять, что всякое изменение будущего коренится в переустройстве настоящего. Они не желают признавать, что будущее обязаны делать они сами. Они боятся и шаг ступить в это самое будущее, они страшатся любых реальных перемен "статус кво", зато охотно сетуют на неустроенность мира и подробно описывают собственные слабости и немощи. Неверие в свои силы, неуважение к естественному порядку вещей и отсутствие ясной надежды - вот что мешает запутавшемуся в своих слабостях человеку успешно и последовательно устраивать собственное завтра. Когда же человек начинает творить, созидать, ваять свое будущее в дне сегодняшнем, он уже здоров!
           Национализм и патриотизм. Запутавшись в личных проблемах и не имея ни желания, ни сил упорядочить свои дела, невротики любят ссылаться на вечные ценности, на традицию и освященный веками опыт предков. Никто так охотно не объединяется в стада и толпы, как запутавшиеся в повседневных трудностях невротизированные "совки". Это было в Германии в 30-х, это было в СССР, это происходит из месяца в месяц в очагах вооруженных конфликтов и межнациональных столкновений. Не будучи способными реально изменить самих себя, невротики начинают спасать всеобщее, великое и грандиозное. Они становятся нетерпимыми к другим, проецируя на них свои собственные страхи и недостатки. Они взывают к оружию, не будучи способными на дипломатические контакты. Они стоят рядом друг с другом, локоть к локтю, плечо к плечу - так им теплее и спокойнее, так они хоть на время избавляются от гнетущего страха перед собственным несовершенством. И чем здоровее, чем полноценнее человек, чем целостнее и стройнее его представление о мире и о себе, тем меньше у него желания сбиваться в стаи и защищать иллюзорные "ценности". Народ жив внутренней работой каждого, а вовсе не митинговыми лозунгами. Жизнь народа питается токами любви и согласия, светом милосердия и сострадания, а не агрессивной злобой неистовых ревнителей веры. И не вера это вовсе, а невротическая одержимость, дающая иллюзорный шанс оставить в забвении собственные проблемы и одним махом перескочить к разрешению проблем всего народа.
           "Никто меня не понимает". В невротическом обществе эта фраза слышна на каждом шагу. Невротики жаждут, чтобы весь мир мыслил именно так, как мыслят они сами. Они в принципе отвергают всякое многообразие, не допуская даже самой идеи терпимости и вмещения. В общем-то, и понять невротика нелегко, ибо сам он себя даже не стремится понять. Он не пытается последовательно и терпеливо разобраться с самим собой, отделить ложное от подлинного для того, чтобы перестать метаться и начать движение вперед. Особенно невротики любят фразу "Вы поймите меня правильно". То есть думайте так, как я того хочу, подпадите под пресс моего мнения, будьте со мной согласны во всем. Когда один невротик находится в окружении множества здоровых людей, последние в терапевтических целях могут позволить себе соглашаться с ними, терпеливо разъяснять его неправоту. Но ведь ситуация совсем иная: массы невротиков взывают друг к другу "поймите меня правильно" и обиженно заявляют "никто меня не понимает!" Лишь попытавшись понять других людей, точнее, постаравшись признать саму возможность их правоты, допустить саму идею обоснованности их аргументов, человек вправе рассчитывать на понимание ими себя.
           Обида на судьбу. Наилюбимейшее из переживаний всякого невротика. Все они искренно вопят о несправедливости небес и невнимании Господа к ним самим лично. Судьбу невротик понимает как пуховую перину, как кипрский пляж, в конце концов, как уютный бар, в который можно зайти в антракте при посещении оперы. О труде, о жертвах и страданиях, о духовном противостоянии силам хаоса и зла, в конце концов, о работе над собой, невротик и слышать не хочет. Он постоянно спрашивает: "Почему мне, такому славному и распрекрасному, так плохо живется!?" И не понимает того, что "жизнь такова, какова она есть, и больше никакова". Да и он сам "таков, каков он есть, и больше никаков". Не будучи справедливым и не затрудняя себя ответственностью и помощью другим, невротик любит рассуждать о том, что Господь забыл о нем, а потому все в этом мире складывается к его собственному неудовольствию. Причем это чувство гнездится в душе всякого невротизированного гражданина, последовательно проявляясь то в зависти, то в конфликтах, то в нежелании что-либо делать для других. Невротик даже не задумывается над тем, что судьба его является зеркальным отражением его самого. "Что посеешь, то и пожнешь". И лишь тот, кто понял Закон Счастливой Жизни - "Душа обязана трудиться", перестает вопить о своих несчастьях и начинает, засучив рукава, созидать свою собственную реальность, выпрямлять да выравнивать свою судьбу в терпении и кротости. Так поступают здоровые люди.
           Образование. Невротики очень любят кичиться своим образованием, но некоторым нравится демонстрировать свою необразованность. Последняя выражается следующим образом: "Мы академиев не кончали, зато кумекаем не меньше вашего". Невротики обожают дипломы и "корочки", золотые медали и ленинские стипендии. Им не ведомо слово "самообразование". Они стремятся своих детей нашпиговать чем только можно лишь для того, чтобы их отпрыски (пусть даже иллюзорно) в итоге оказались "лучше всех". Невротик не может осознать тот простой факт, что образование есть процесс создания образа, процесс упорядочивания представлений и картины мира. Образование - это созидание самого себя, многотрудный процесс "выдавливания из себя раба", нелегкий путь обретения контроля над собственным умом, над своими мнениями. Невротики не понимают, как можно учиться всю жизнь, до гробовой доски. Невротики не понимают, что такое поиск мастерства и наслаждение знанием. Невротик рассматривает образование как некий вклад в свое внешнее благополучие. Образование же - синоним земного пути, пути совершенствования и самовыстраивания. Жизнь человеческая есть путь непрестанного познания и освоения новых форм творчества.
           Одежда. В психологическом аспекте все невротики, по существу, являются "голыми королями" из одноименной сказки Г.Х.Андерсена. Они очень любят рядиться в цветастые одежды, ладно скроенные из дорогой ткани или нелепых предубеждений. С одной стороны, одежда является средством для демонстрации своих достоинств и отличий. С другой стороны, она защищает невротика от действительно глубоких контактов, лишая возможности интимного соприкосновения с телом или душой. На заре цивилизации одеяния ограничивались размерами набедренной повязки. По мере развития общества одеяния все более усложнялись и дифференцировались, как бы символизируя необходимость защиты, забронированности и закрытости. Невротики до смерти боятся собственной наготы - и телесной, и душевной. Невротики носят лишь то, что модно, лишь то, что будет понято окружающими и принято ими. Вообще, одеяниям они уделяют такое пристальное внимание, оказывают такой почет и уважение, что невольно задумаешься: "А есть ли человек под этой одеждой?" Ведь время людское ограничено, и чем больше внимания мы оказываем малосущественному, второстепенному, тем меньше сил остается на окультуривание собственной души и развитие способностей, даров и талантов.

    1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10

    новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   вверх


    Copyright @FOLLOW 2000-2006
    Designed by follow.ru