новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   Печать Контакты
Статьи - 5 последних
  •  Первый день на новой работе
  •  Женщина-руководитель: проблема самоактуализации в контексте полоролевых характеристик личности
  •  Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности
  •  Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: проблемы и стратегии профессионализации
  •  Гендерные аспекты социальной адаптации в условиях ранней профессионализации
  • Тесты - 5 популярных
  •   Способны ли вы убить человека?
  •   Проверьте свою память
  •   Каков Ваш характер?
  •   Насколько Вы довольны жизнью?
  •   Довольны ли Вы собой?
  • Голосование
    Ваше мнение о навигации и удобству представления материалов данного сайта
    Организацию представления разделов и материалов нужно улучшить
    Нужны небольшие изменения в навигации
    Ничего не нужно менять

    результаты
    Поиск по сайту
    Расширенный поиск
    Рассылка новостей



    Начало - Психология - Психология общения - Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет

    О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский
    Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет


    Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
    Факультет психологии
    vae@motiv.cogsci.msu.su

          Социально-психологические опросы сообщества российских пользователей сети Интернет проводятся с помощью опросников, ежегодно модифицируемых в зависимости от целей и задач исследования и распространяемых в электронном виде. В проведенных в 1995 и 1996 годах опросах в качестве одной из задач ставилось рассмотрение социальной и демографической специфики сообщества пользователей Интернета, живущих в различных регионах бывшего СССР. В опросе 1996 года приняли участие 649 пользователей из различных регионов. Результаты предшествующих опросов опубликованы ранее. Количество респондентов из различных регионов распределилось следующим образом (в процентах к общему числу респондентов). Таблица 1. Распределение респондентов в опросах 1995 и 1996 годов по регионам (в процентах).
          Регион 1995 год 1996 год Москва и область 26 27 С.-Петербург и область 7 9 Европейская часть России (кроме Москвы и С.-Петербурга) 18 14 Урал 8 14 Сибирь и Дальний восток 11 12 Украина 23 18 Другие страны бывшего СССР 3 1 Страны дальнего зарубежья 6 7
          При сопоставлении результатов опроса пользователей из различных регионов получены следующие результаты.
          Москва и Московская область Жители этого региона составляют 27% всех респондентов. Среди респондентов больше, чем в среднем по выборке, пользователей молодого возраста (17-20 лет). В выборке больше новичков и “ветеранов” сети со стажем свыше 3 лет. Среди них более значительна прослойка научных работников. Более активно, чем респонденты из других регионов, они пользуются высокотехнологичными сетевыми услугами — WWW, FTP, Telnet. Меньше интереса проявляют к коммерческим и программистским телеконференциям; больше интересуются научными и внетематическими телеконференциями. Чаще используют информацию из WWW по образованию, культуре, искусству, вычислительной технике и программированию. Отличается и мотивация их работы в Интернете. Более сильно выражены мотивы самореализации собственных возможностей и сотрудничества, в меньшей степени выражено стремление к принадлежности к определенному сообществу (в данном случае — к сообществу пользователей Интернета), т.е. мотив аффилиации. Московские респонденты более активно выражают позитивное влияние Интернета на жизненных успех, расширение круга знакомств. Динамика развития сообщества пользователей Интернета из Москвы и Московской области по сравнению с 1995 годом состоит в следующем. Увеличилась доля наиболее молодых (17-20 лет) пользователей Интернета, возросла подписка практически на все виды телеконференций, резко увеличилось использование WWW и FTP.
          С.-Петербург и область Респонденты из С.-Петербурга отличаются более старшим возрастом, среди них больше женщин и меньше пользователей с большим стажем работы в Интернете. По профессии среди респондентов данного региона меньше сетевиков, электронщиков и менеджеров по сравнению с выборкой в целом. Как и москвичи, респонденты из С.-Петербурга относительно чаще других пользуются WWW, FTP и BBS. Они чаще читают коммерческие телеконференции и телеконференции по хобби и юмору; относительно реже обращаются к телеконференциям по образованию, программированию, политике, спорту. У респондентов данного региона при работе в Интернете более сильно по сравнению с другими выражен мотив рекреации (отдыха) и коммуникативный мотив. Как и у московских респондентов, менее выражен мотив аффилиации, т.е. стремление принадлежать к Интернетовскому сообществу. Несколько ниже оценивается влияние Интернета на жизненных успех и развитие коммуникативных контактов. Отмечается наличие назойливых излишних контактов при работе в Интернете. При сравнении результатов опроса 1996 года с данными 1995 года динамика сообщества пользователей Интернета из данного региона состоит в следующем. Пользователи стали более активно пользоваться WWW, меньше читать телеконференции и пользоваться BBS. Усилилось влияние мотивов аффилиации и реализации собственных интеллектуальных возможностей при работе в Интернете. Отмечается более медленный рост числа партнеров и друзей, приобретаемых при работе в Интернете.
          Европейский регион (за исключением Москвы и С.-Петербурга) Среди респондентов данного региона существенно меньше молодежи до 25 лет и совсем мало женщин. По профессиональной принадлежности большая доля руководителей и работников производства, меньше преподавателей, научных сотрудников и учащихся. Структура использования также имеет свои особенности: больше читаются телеконференции и реже используется WWW. По тематике телеконференций также имеется некоторая специфика — больше интереса к организационной, служебной информации, политике. Меньше интересуются телеконференциями по науке, хобби и юмору. Среди мотивов деятельности в Интернете более выражен мотив релаксации, познавательный мотив, мотив сотрудничества и аффилиативный мотив. Можно сказать, что Интернет для респондентов данного региона является источником новых данных как делового, так и игрового характера; а также средством подключения респондентов к более широкому социальному и технологическому сообществу. Отметим, что данные тенденции выражены в виде интенций респондентов. Реальные же возможности Интернета как средства релаксации и отдыха оцениваются ими ниже, чем в других регионах. По сравнению с 1995 годом произошли следующие изменения. Увеличилось количество респондентов более старшего возраста, а также количество респондентов со стажем более 3 лет. Резко возросло использование высокотехнологичных возможностей Интернета (WWW и другие). Больше стали читать телеконференций по политике, религии, искусству, культуре. Менее популярными стали телеконференции по программированию. Повысилась оценка Интернета как источника информации и понимание того, что работа в Интернете способствует жизненному успеху. Усилилось влияние Интернета на расширение круга коммуникации респондентов данного региона.
          Уральский регион Уральские пользователи Интернета существенно старше по возрасту, значительную их часть составляют сетевики, программисты и руководители различных организаций. Особенность использования возможностей Интернета в данном регионе состоит в меньшем использовании высокотехнологичных возможностей Интернета . У pеспондентов этого региона сложилось отношение к Интернету как к удобному способу информационного обмена. Меньшее значение Интернет имеет как новая специфическая среда общения . Реже читаются телеконференции различных видов, в том числе внетематические и телеконференции по хобби и юмору. Респонденты меньше обращаются к релаксационным и игровым возможностям Интернета. В целом респонденты этого региона реализуют главным образом деловой подход к Интернету как удобному средству информационного обмена, меньшее значение при этом придается собственно коммуникативным его возможностям. По сравнению с 1995 годом среди опрошенных увеличился процент сетевиков, электронщиков и научных работников. Уменьшился процент работников производства, руководителей и управленцев. Возрос интерес к телеконференциям по науке, литературе и искусству, уменьшился — к телеконференциям для свободных обсуждений, по хобби и юмору. Существенно повысилась оценка Интернета как информационного источника и средства общения. В целом при увеличении позитивного отношения к Интернету возросла деловая составляющая работы в нем.
          Сибирь и Дальний восток Респонденты из этого региона отличаются большим, чем в среднем, процентом молодежи в возрасте 17-20 лет, стаж работы в сети соответствует среднему по опросу, по профессии они отличаются большей долей сетевиков и электронщиков, меньшей — бизнесменов. Меньше пользуются WWW, больше — Telnet. В противоположность респондентам из Москвы больше проявляют интереса к программистским и коммерческим телеконференциям. В WWW больше интересуются спортом, меньше — вычислительной техникой и программированием. У респондентов выражен мотив аффилиации, сотрудничества, меньше — познавательный мотив. Отмечается позитивное влияние Интернета на расширение круга личного общения. По сравнению с 1995 годом среди респондентов более равномерно представлены пользователи разных возрастов и стажа работы в сети (в 1995 году в опросе был большой процент лиц в возрасте 21-25 лет и 36-40 лет). Стало больше сетевиков и электронщиков, учащихся, уменьшилась доля научных работников и преподавателей, а также служащих коммерческих организаций. Резко возросло использование высокотехнологичных возможностей Интернета (WWW и другие), меньше стали пользоваться BBS. Чаще стали читать телеконференции по искусству и литературе, науке, политике, религии. Повысилась оценка Интернета как средства общения и источника информации и понимание того, что работа в Интернете способствует жизненному успеху. Усилился мотив аффилиации.
          Выводы. Выраженность социальных, психологических и демографических свойств в популяции пользователей Интернета из различных регионов России имеет свою специфику. Она связана прежде всего с тем, относится ли конкретный регион к числу столичных центров /Москва и С.-Петербург/, либо находится на периферии. Региональную специфику имеет как актуальное состояние сообщества пользователей, так и тенденции его развития, динамика происходящих в нем процессов. По-видимому, неравномерный характер развития Интернета в нашей стране приводит к возникновению региональных различий между популяциями пользователей. Другим источником таких различий являются диспропорции идущих в центральных и периферических областях России экономических и социальных процессов. Если респонденты из центральных городов России относятся к Интернету как к новой среде разностороннего общения, максимально используют его возможности по мере их развития, то остальные респонденты считают Интернет прежде всего источником новой информации, <средством связи> с остальным миром. При этом деловая составляющая их деятельности явно доминирует над коммуникативной. Это выражается как в структуре использования Интернета, в характере предпочитаемой информации, так и в мотивационных особенностях их деятельности. Если у респондентов из центральных городов России более выражены коммуникативные мотивы и мотивы развития собственных возможностей, то у респондентов с периферии более выражены мотивы сотрудничества, познавательные мотивы и мотивы принадлежности к информационному сообществу.

    новости    психология    этология    нлп    тесты    конференция    ссылки   вверх


    Copyright @FOLLOW 2000-2006
    Designed by follow.ru